Дегустация вина в погребе Ham Vang Da Lat — вино вьетнамское в погребе почти французском

Всем доброго всего и всегда! Заметили ТоЖе (это мы), что публикуем в последнее время 2 типа статей: на тему «Вьетнам снова не открывает границы» плюс обновления написанного ранее. А давайте о чем-нибудь новеньком? Мы же успели 2 месяца позимовать во Вьетнаме в 2020, впечатления привезли, даже дегустацию вина в погребе Ham Vang Da Lat в славном городе Далат посетили. Вот и расскажем, как вино вьетнамское в погребе почти французском пробовали, печеньками закусывали и фоточки красивые делали. На момент публикации погреб функционирует, посетителей из числа туристов вьетнамских привечает и, судя по количеству свежих фото в фейсбуке, имеет все шансы дотянуть до прибытия туристов зарубежных. Чтобы получать уведомления о выходе свежих статей, подпишитесь, пожалуйста, на обновления блога tozhe-life.

Кстати, продолжая чтение данной статьи, вы подтверждаете, что вам уже исполнилось 18 лет, и вы осведомлены о негативном влиянии алкоголя на организм.

Содержание статьи

С чего все началось

Сначала объясним, с чего всё началось. Далат, о котором в нашем блоге несколько статей имеется, построен французами, посему колорит соответствующий. Помимо архитектуры в колониальном стиле и плантаций арабики, город знаменит далатским вином по французским (как говорят гиды) технологиям.

И вот, запланировав самостоятельную поездку в Далат в марте 2020, мы вдруг подумали, как было бы здорово подегустировать местные вина в каком-нибудь шоуруме или на винодельне. То есть не просто по бокальчику в ресторанчике заказать или бутылочку далатского в супермаркете купить, а именно разные сорта «сёрпнуть» и умные лица при этом сделать.

Powered by 12Go system

С чего вдруг эта мысль в голову пришла, так и не поняли: наш лимит на употребление алкоголя ограничен тремя — четырьмя бутылками в год (на двоих). Но мысль уходить не желала, посему пришлось гуглить.

Что такое Ham Vang Da Lat, он же DaLat Wine Cellar

Поиски привели к Hầm Vang Đà Lạt (LADOFOODS), что по мнению Google-переводчика означает «Винный погреб Далата». Организовано заведение компанией Ladofoods. Другие варианты названия, которые могут встретиться: Ham Vang Da Lat, DaLat Wine Cellar. Иногда можно увидеть наименование Nhà làm vang Ladora Winery (винодельня Ладора), на Google-картах эти два места почти рядом.

Как мы поняли, Ладора Вайнери — это название самой винодельни, а погреб Ham Vang Da Lat, он же шоурум, находится на ее территории. То есть производственные цеха и огромные резервуары, которые будут на фото ниже, относятся к винодельне, а красивое здание, которое является визитной карточкой — это и есть погреб Хам Ванг Далат.

Отзывы о Ham Vang Da Lat на TripAdvisor и картах Гугла были отличные, дегустацию официальный сайт hamvangdalat.vn обещал, группа в фейсбуке DalatWineCastle/ функционировала.

Туда-то Тоня и написала вопросы из разряда: а вы точно работаете, а как до вас доехать без мотобайка или такси? На неплохом английском Тоне рассказали, что приехать мы можем с 08:30 до 15:30 со вторника по воскресенье (закрывается погреб в 16:00), что воспользоваться можно автобусом № 6, и что нам будут очень рады. Поводы не посещать отсутствовали, и мы поехали!

Как добраться до винного погреба Ham Vang Da Lat

Вариантов добраться до винного погреба Ham Vang Da Lat три: мотобайк, такси, автобус.

Мотобайки мы не любим, и туристам, прибывшим в отпуск на условные две недели, без опыта вождения в Юго-Восточной Азии, категорически советуем про них забыть, особенно в Далате, с его-то рельефом, даже если ваша туристическая страховка покрывает соответствующий риск. Подобрать страховку можно на агрегаторе cherehapa через желтенькую форму ниже или по ссылке.

Такси взять можно. Мы пользуемся приложением Grab, оно сразу покажет цену поездки (адекватную), заплатить можно водителю наличными, или привязав банковскую карту (мы платим наличными, поэтому не знаем, привяжется ли карта российского банка). Также такси можно поймать на улице или попросить заказать его для вас на ресепшен вашего отеля. От нашего отельчика в одну сторону такси Grab обходилось от 300 тыс. донгов, поэтому хотелось рассмотреть вариант с общественным транспортом (300 тыс. донгов по тому курсу — это примерно 13 $, про вьетнамские деньги и российские банковские карты во Вьетнаме есть отдельная статья).

Как добраться в винный погреб Далата на автобусе

Про городские автобусы из переписки с сотрудником погреба в фейсбуке мы узнали следующее. Во-первых, нам любезно описали общую схему автобусных остановок Далата: Mai Anh Dao st – Phù-đổng Thiên-vương st – Đinh-Tiên-Hoàng st – Nguyễn-Thái-Học st – Lê-Đại-Hành – Hoà-Bình – Ba Tháng Hai – Trần-Phú – Trần-Hưng-Đạo st – 20 Route – Commune Trạm-hành II.

Во-вторых, указали, что нам нужен маршрут 06, Da Lat — Trạm Hành или Da Lat — Xuân Trường. Предупредили, что нужно внимательно смотреть на переднюю часть автобуса, где будет эта информация. Уточнили, что водителю нужно помахать. Это обычная практика во Вьетнаме, упоминали о ней в статье про поездку в Лабиринт Дракона в Камрани. Заявленная периодичность движения — около 45 минут, работает транспорт с 05:30 до 17:30.

Выяснилось, что наш отельчик Little Ant Home находится не так уж далеко от улицы Tran Phu, которая была в списке остановок. Туда-то мы и отправились после завтрака. Отельчик на момент публикации отсутствует в сервисах бронирования, на картах Гугла числится временно закрытым. Другие отели Далата можно найти на карте от сервиса hotellook ниже или по ссылке.

Если в Нячанге остановки, зачастую, можно опознать только по сине-желтому плакату (фото приводили в статье о том, как добраться из аэропорта в Нячанг), то в Далате есть вполне приличные и привычные нам «будочки» со скамейкой. Подойдя к ближайшей, удостоверились, что шестой маршрут в списке на боковой панели будочки есть, значит, нам сюда дорога.

Остановка городских автобусов в Далате
Так выглядит автобусная остановка на улице Tran Phu (Чан Фу) в Далате, откуда мы и поехали в винный погреб

Приветливый вьетнамец, ожидавший тут же своего автобуса, знаками спросил, какой маршрут ждем мы. Мы ткнули пальцем в список, после чего узнали, что автобус будет примерно в 10 утра. Это оказалось верно. Автобус приехал, кондуктор взяла по 24 тыс. донгов (чуть больше 1 доллара) с каждого , при указании на Ham Vang Da Lat в телефоне утвердительно кивнула, и мы, выдохнув, уселись и насладились поездкой.

Автобус в Далате
На этом автобусе мы и отправились в Dalat Wine Cellar. Обратите внимание, номера 6 на автобусе не видно, мы сориентировались по названию маршрута Da Lat — Xuan Truong

Дорога местами серпантиновая, склонных к укачиванию может укачать. Путешествие заняло 45 минут, включая остановки по пути. Наконец, на обочине дороги появился указатель в виде винной бочки, кондуктор чего-то шепнула водителю, и он остановил транспортное средство аккурат рядом с ним. Мы поняли, что приехали, и десантировались из автобуса, стараясь не думать, как будем возвращаться назад: местечко не производило впечатление активно посещаемого пассажирским транспортом.

Винный погреб в Далате
Указатель Ham Vang Da Lat для выхода из автобуса

КПП и встреча с гидом

Перейдя дорогу, двинулись по улочке, поросшей бурьяном (или его вьетнамским аналогом), сопровождаемые лаем местных собак (с местными собаками уже пересекались по пути на водопады Бахо, обычно они мирные). Слева и справа от дороги, в бурьяне, виднелось нечто полуразвалившееся. Если бы не оставшаяся позади бочка-указатель, мы бы решили, что совершили поворот не туда. Но других поворотов все равно не было.

На пути к Ham Vang Da Lat
Одна из собак, цветущий вьетнамский бурьян и площадка под застройку (возможно)

Примерно через 5 минут бодрым шагом наткнулись на КПП со шлагбаумом, будкой и дяденькой в форме охранника. Дяденька окинул нас внимательным, но дружелюбным взглядом, что-то пробурчал в рацию, та что-то пробурчала в ответ. И шлагбаум перед нами поднялся.

КПП перед Винным погребом Далата
Тот самый КПП. Правда, сфотографирован уже на обратном пути

Дяденька махнул рукой в стиле «вам, робята, прямо». И мы пошли. Свернуть на территории, строго говоря, некуда: одна широкая дорога, а слева и справа — производственные корпуса, в которые нам было не надо.

Когда корпуса остались позади, нас встретила миловидная англоговорящая вьетнамка в красном фирменном костюме, которая сообщила, что будет нашим гидом. К этому моменту взгляду открылось окруженное прудиком симпатичное здание, мелькавшее на фотках к картам Гугла и в отзывах на ТрипЭдвайзоре.

Шоурум Ham Vang Da Lat
Погреб, он же шоурум Ham Vang Da Lat. На профессиональных фото снят с другого ракурса, на наших, как оказалось, только с такого

Экскурсия по погребу и фотосессия

Перед началом экскурсии нам рассказали, что открылось заведение совсем недавно, в 2019, что спроектировано здание во Франции (если верно помним), а пруд вокруг него выполняет функцию не только декоративную, но и техническую: помогает поддерживать нужную температуру в винном погребе, куда мы сейчас и пойдем.

Перед этим нам показали маленькую грядочку с виноградными лозами, от которых мало что осталось: сезон выдался сухим. Мы заволновались, было, о судьбе урожая да и винодельни в целом, но как оказалось, зря: полноценные виноградники находятся в другой провинции, а засохшая грядочка — исключительно для создания у гостей общего представления о выращивании винограда.

После нас сопроводили в подвал здания , где и расположен погреб. В процессе сопровождения была короткая лекция о температурном диапазоне, который там поддерживается, и о других технических деталях, но она не сохранилась в памяти. В погребе сделано несколько точек для фотографирования: азиаты обожают фотосессии.

Гид уверенно и невозмутимо провела нас через каждую локацию, сфотав наши счастливые лица везде, где положено. Кроме нас, под предводительством другого гида, по погребу ходила вьетнамская группа, от которой мы отставали на пару-тройку фотографий. И это грамотный подход: никто нигде не толпился.

Внутри погреба Ham Vang Da Lat
Собственно, лица )))

Затем нам сообщили, что с погребом мы закончили, а теперь предстоит подняться наверх, в конференц-зал, где будут проходить презентация и дегустация. И мы, взволнованные, поднялись.

Презентация и дегустация вин в погребе Ham Vang Da Lat

Конференц-зал для презентации и дегустации вин в погребе Ham Vang Da Lat внушает уважение. По нашим скромным прикидкам, поместиться там могут человек пятьдесят, а то и больше. По периметру расположены столы в виде длинных барных стоек, гости размещаются так, чтобы видеть киноэкран, на который проецируется изображение. К моменту, когда пришли мы, в зале оказалась та самая вьетнамская группа в составе, примерно, человек десяти, плюс дети (они не дегустировали).

Конференц-зал в Dalat Wine Cellar
Конференц-зал для презентации с дегустацией

Перед собравшимися появились тарелочки с печеньками, по мановению волшебного пульта шторы на окнах задернулись, и в романтичном полумраке презентация началась.

Надо отдать должное организаторам: фильм, который показывают во время презентации, достаточно информативный, чтобы познакомить зрителя с азами виноделия по-вьетнамски, но недостаточно длинный, чтобы утомить. Гид озвучивает фильм на вьетнамском языке, при этом есть английские субтитры. Коротко рассказано о компании Ladofoods, которая и построила погреб, о виноградниках, показан процесс производства вин, разумеется, по самым современным технологиям.

По окончании фильма проходит дегустация трех вин, в нашем случае были красное Chateau Da Lat Special, красное Vang Da Lat Strong (покрепче) и красное фруктовое, с добавлением ежевики (Sangria). Оказались мы в погребе 7 марта, а Международный женский день во Вьетнаме тоже отмечают, хотя это и не официальный выходной, как в России. В честь грядущего праздника дамам преподнесли дополнительно красное шампанское. В целом, вина понравились, кроме того, что Strong.

Про «сёрпнуть» и другие тонкости дегустации особо не рассказывают, сплевывать опробованный глоток вина не предлагают. Зато гиды-лапушки заверили нас, что с удовольствием ответят на все вопросы. Один из них, как выяснилось, был тем милым человеком, который написал в фейсбуке подробные инструкции, благодаря которым мы и оказались в этом чудесном месте.

Сколько стоит дегустация и вино

После презентации и дегустации предлагалось подняться на террасу, расположенную на крыше здания, дабы окинуть взглядом окрестности, сделать еще пару фотографий, покурить, кому надо. Потом надлежало спуститься в шоурум, где происходит оплата мероприятия (банковские карты принимают), а также можно приобрести вино.

Chateau Da Lat (Ham Vang Da Lat)
Вид сверху на территорию винодельни Ladora Winery

Само мероприятие в 2020 обходилось в 75 тыс. донгов (~3,3 $) с человека, включая экскурсию и презентацию с дегустацией. Продолжительность — около часа, но в целом время пребывания на территории не ограничено, в пределах часов работы, разумеется. Нам сказали, что экскурсию и все остальное проведут даже для двух посетителей.

Шоурум в Ham Vang Da Lat
Зал, где можно приобрести вино

Покупать вино, разумеется, необязательно, но мы не устояли: ради интереса окинули взглядом представленные сосуды, обнаружили среди них нечто с надписью Honey Wine (медовуха) и решили, что надо брать, ибо в Нячанге такого, вроде бы, не видели. Стоимость 190 тыс. донгов, а при оплате в чек включат дополнительные 15 % — налог и чаевые, т.е. в сумме покупка обошлась в 220 тыс. донгов (~ 10 $).

Спустя пару недель обнаружили точно такую же (внешне) упаковку в одном из магазинов сети Сапфир в Нячанге по цене значительно ниже. Ну и ладно, шоурум, все-таки.

Медовуха из погреба, кстати, понравилась — сладенькая, некрепкая. А медовуху из Сапфира так и не попробовали: было уже неинтересно.

Как вернуться в Далат из погреба Ham Vang Da Lat

Душевно попрощались с гидами, оставили позитивный отзыв в предложенной книге, вышли из здания. Вокруг на территории есть еще локации для фото, но нам было уже хорошо и не до них. Вьетнамская группа, дегустировавшая вместе с нами, продолжала фотосессировать, а мы двинулись к шлагбауму, чтобы найти возможность вернуться в Далат.

Винодельня Ladora Winery в Далате
Еще фото на территории винодельни

Приветливо помахали дяденьке-охраннику, миновали бурьян и подошли к дороге. Солнышко припекало: был полдень. Постояли, всматриваясь вдаль, в надежде разглядеть автобус или нечто, на него похожее. Но в поле зрения попадали, в основном, грузовики.

Спустя минут десять с улочки с бурьяном выехали мотобайки, увозившие членов уже знакомой нам вьетнамской группы, каждый из которых надегустировал, в общей сложности, миллилитров 150, а то и 200. Мы бы хотели утверждать, что именно водители мотобайков не принимали участие в дегустации, но, насколько помним, это не так. И снова повторим (для туристов): пожалуйста, обойдитесь без аренды мотобайков во Вьетнаме!

Солнце все пригревало, и мы отошли под крышу верандочки придорожного домика. Вскоре подъехала его хозяйка на мотобайке. Мы помахали ей, она помахала нам. Удивление на ее дружелюбном лице не читалось, или мы просто его не заметили.

Пока размышляли, что делать дальше, на горизонте показался микроавтобус. Вернулись к дороге, помахали, и он остановился. «Далат?» — спросили мы водителя. «Далат,» — ответил он.

Загрузились и через некоторое время оказались в центре Далата. Поездка обратно обошлась в 30 тысяч донгов с человека, что чуть дороже, чем на большом рейсовом автобусе. Зато ждать пришлось недолго, время в пути плюс-минус то же. Так наше винное далатское приключение благополучно завершилось.

Страница частично в тему: Куда поехать на отдых, пока границы Вьетнама закрыты

Рекомендации по посещению погреба

Основные рекомендации по посещению погреба сведем к следующему. Знание английского, хотя бы на базовом уровне, желательно, так как русскоговорящих гидов в погребе пока нет, но в принципе, язык жестов вечен. Из информационной составляющей мало что услышится, зато фотки будут, дегустация мимо не пройдет, печенюшки, опять же, вкусные.

Ехать в погреб с маленькими детьми, на наш взгляд, не стоит: дорога может оказаться для них утомительной, а само действо ребенку неинтересно, кроме, разве что, поглощения закуски, которой немного. Да, вьетнамская группа была с детьми, в том числе, лет 6 — 7, но мы предполагаем, что это был совместный выезд «в свет» нескольких семей накануне 8 марта. Возможно, деток оставить было не с кем. Или же потом компания отправилась еще куда-то, покушать, выпить кофе, отметить праздник.

Ресторана или кафе на территории в марте 2020 не заметили, в окрестностях, возможно, есть вьетнамские едальни, но мы их не искали. Отправились в поездку утром, после плотного завтрака, вернулись в город в обед с нагулянным аппетитом. Если беспокоитесь за желудок, надежнее взять перекус с собой.

Обязательно возьмите водичку: пить хочется уже по пути туда, а после дегустации и подавно. Головные уборы, защита от солнца — все это должно быть по умолчанию, излучение суровое, даже если есть облака.

Резюме: кому стоит ли посетить винный погреб Хам Ванг Далат

Можем ли мы рекомендовать поездку в винный погреб Хам Ванг Далат? Да, но не всем. Это интересное приключение для тех, кто в Далате уже неоднократно бывал, знает основные достопримечательности, и потому ищет что-то новенькое. Сказать, что сама дегустация представляет собой нечто особенное, не можем: истинные ценители вин, скорее всего, не получат большого удовольствия — Далат, все же, не Париж (а по Парижу есть онлайн-экскурсии, на момент публикации).

Статья частично в тему: Онлайн-экскурсии от Трипстера и Спутник8, или Чем заняться, пока границы закрыты

Нам эта поездка понравилась по нескольким причинам. Во-первых, поиск способов добраться туда не на такси — своего рода квест, который интересен (в первый раз и при условии благополучного достижения цели).

Во-вторых, подобного рода мероприятия для Вьетнама — новинка, насколько мы можем судить. Возможно, в крупных городах вроде Ханоя или Хошимина нечто подобное проводится уже давно, но в Нячанге и окрестностях основные дегустации, доступные туристам — это опробование чая и кофе на экскурсиях. А тут виден серьезный и какой-то интеллигентный, что ли, подход.

В-третьих, нам почему-то захотелось посетить именно винную дегустацию, что и получили: была цель, цель достигнута, ай-на-нэ. В довесок еще и презентация, и локации для фотосессии — удачно, что называется, зашли.

Поедем ли в погреб снова? Не уверены. Пока второй раз, скорее, не нужен. Но под настроение или с друзьями, которым захотим показать это место, почему бы и да. 😉

Если ваше отношение плюс-минус похоже, возможно, съездить стоит. Если вам непонятно, зачем ехать 40 минут в автобусе по серпантину ради трех бокалов вина и пары фото для инстаграма — вложите время во что-то другое, например, в экскурсию по Далату, или каньонинг на водопаде Датанла, или прогулку по запутанным улочкам и вокруг озера Суан Хыонг. Главное, чтобы на душе было хорошо.

⇓ Погодите, не ленитесь, статьей этой поделитесь!