Байк в аренду во Вьетнаме на примере Нячанга взять или не взять – про права, правила, стереотипы, страховку, личный и чужой опыт, местами печальный

Всем доброго всего и всегда! Сегодня ТоЖе пишут, вроде, как обычно, позитивно, но местами, в постскриптуме, грустно. О наболевшем, спорном, опасном, но для кого-то вполне нормальном и естественном. Об аренде байков во Вьетнаме на примере Нячанга.

Эта статья предназначена для туристов и неопытных зимовщиков, потому что нетуристы, зимовщики опытные и путешественники лихие сами все знают и приняли решение в отношении мотобайков осознанно. Цель этой статьи – дать информацию к размышлению в отношении проката мотобайка тем, кто не знает, сомневается или не осознал пока всех рисков и тонкостей. Как всегда в этом блоге, высказываем свое личное мнение. Однако обоснования приводим, ибо мнение – штука такая, складывается на основании чего-то.

В общем, поехали! В смысле, читать. И подпишитесь на обновления блога, пожалуйста.

Содержание статьи

Основные причины, по которым туристы и зимовщики во Вьетнаме хотят взять мотобайк напрокат

Основными причинами, по которым туристы либо зимовщики берут напрокат мотобайки, по нашим наблюдениям, являются:

  • желание сэкономить на транспорте;
  • желание хапнуть адреналина.

Все это щедро сдабривается банальным незнанием рисков, как следствие, отсутствует осознание масштабов возможных последствий.

“Не-не-не, я вот не из этих, как вы написали. Я не жмот и не жадина! И не адреналиновый наркоман!”

Конечно, нет! Просто в понятие “сэкономить на транспорте” и “хапнуть адреналина” входит много чего. Есть несколько стереотипов, укоренившихся в туристических головах. Например, про “правильную” экономию:

  • На пляж Зоклет нам нужно добираться только на мотобайке, потому что куча народу так делает, а на автобусе долго, а на такси дорого. Что-что? Экскурсия? На Зоклет? С обедом? Ну знаете ли, мы не мажоры какие-то!
  • Мы в отпуске хотим почувствовать себя крутыми первооткрывателями, поэтому нам нужно добраться в нехоженые уголки, куда никто не ездит, а пешком не дойдешь.
  • Нас слишком мало, чтобы брать такси было выгодно.
  • Мы не хотим ездить во вьетнамском общественном транспорте – наслышаны об автобусах в Азии: там грязно, жарко, и они расписания не соблюдают.

Про Зоклет комментировать нечего: уж не один турист, включая наших знакомых, на той трассе в аварию на байке попадал.

Про посещение мест, “куда никто не ездит”. Ездят! Либо автобусы мимо проезжают, либо вьетнамцы могут отвезти. Это Вьетнам, а не Сибирь или Дальний Восток. Да, в особо нелюдных местах, возможно, понадобится мотобайк. Но самому садиться за его руль необязательно, всегда можно найти опытного водителя. Про те места, куда никто, никогда и ни на чем не доберется, кроме вас и кроме как на байке, вы как турист либо вообще не узнаете, либо вам туда не надо. А скорее всего, НЕ НАДО.

Общее мнение о том, что на такси во Вьетнаме ездить “дорого”. Во-первых, есть приложение для вызова такси Grab, через которое можно призвать, помимо обычного автомобиля, Grab Bike – мототакси, оно дешевле, за рулем будет вьетнамец, привыкший к движению, но есть нюансы, о них ниже по тексту. Заметим, что, с точки зрения безопасности, автотакси надежнее.

Grab Bike в Нячанге
Grab-байкеры караулят пассажиров возле железнодорожного вокзала, хотя по идее, должны вызываться через мобильное приложение. Но приложение тоже работает

Во-вторых, приплюсуйте к поездке на арендованном мотобайке, если за рулем лично вы, еще от 600 тыс. донгов в лучшем случае (ниже по тексту объясним), и поездка на обычном такси сразу покажется не такой уж дорогой.

Кстати, насчет Grab Bike. Несмотря на то, что официально это такси, а вы пассажир, в вашу страховку для выезжающих за рубеж должен входить пункт “Перемещение на мотобайке или мопеде”. При использовании Grab Taxi (автомобиля, не байка) или любого другого четырехколесного такси либо общественного транспорта (автобуса или, например, тайского “тук-тука”) такой пункт не нужен.

Про общественный транспорт во Вьетнаме. При прочих равных, в городских автобусах того же Нячанга зачастую ездить комфортнее, чем в российских летом. Потому что в наших автобусах в качестве кондиционера – открытые окна, а во вьетнамских – настоящий кондиционер. И в подавляющем большинстве случаев он работает. В тех городских автобусах Нячанга, в которых доводилось ездить нам, было и чисто, и достаточно немноголюдно. Самый “толпучный” маршрут, с которым сталкивались – автобус № 4 в сторону острова Винперл. Основная часть толпы – российские туристы.

Да, в автобусе до того же Зоклета может быть тесновато, особенно на обратном пути, ближе к вечеру. Но помимо больших автобусов ездят и микрики, где вам будет гарантировано сидячее место (правда, иногда на маленьком стульчике). Следование расписанию, действительно, не самая сильная черта автобусов Вьетнама, но если не оставите возвращение на последний рейс, а соберетесь чуть раньше, то успеете.

Что касается желания получить адреналин, сюда же отнесем:

  • желание почувствовать что-то новенькое,
  • оторваться от домашней рутины,
  • освоить новый навык для осознания собственной крутизны
  • и прочие психологические штуки, основной смысл которых в том, что дома я себя так не веду, а не дома можно попробовать, ибо когда же еще, как не в чужой стране и не на отдыхе (зимовке) обретать нового себя и сбрасывать барьеры и блоки.

Приходит ли кому-то в голову, оказавшись в пункте проката машин где-нибудь в Европе, США или РФ, заявить: “Дайте авто в аренду, только прав у меня нет, за рулем до этого ни разу не сидел, но быстро научусь, едва попаду на дорогу”, – ибо “а что тут уметь”? Сомневаемся… А во Вьетнаме многих туристов такие мелочи не останавливают, причем основанием для выдачи самому себе разрешения на аренду мотобайка является умение ездить на велосипеде. А что, и там, и тут два колеса, разницы-то…

Заметим, что люди – везде люди, и многие из перечисленных рассуждений крутились и в наших головах перед первой зимовкой, о чем честно расскажем ниже.

Действительно ли ездить на мотобайке дешево

Да, ездить на мотобайке во Вьетнаме дешево. Нет, ездить на мотобайке во Вьетнаме очень дорого. Противоречие? Не думаем…

Когда туристы или неопытные зимовщики заявляют о том, что мотобайк экономит кучу денег, они имеют в виду следующее. Аренда мотобайка в Нячанге обходится, в среднем, от 80 до 200 тыс. донгов (примерно от 240 до 600 рублей, про донги и банковские карты во Вьетнаме у нас есть отдельная статья) в сутки без учета горючего . Для сравнения, такси на пляж Зоклет и обратно с ожиданием обходится примерно от 600 тыс. донгов. То есть одна поездка на Зоклет на такси по деньгам равносильна трем суткам аренды приличного мотобайка.

Сразу заметим, что будет правильным отказаться от аренды мотобайка за 80 тыс. донгов, ибо нормальный механизм за такие деньги вы получите только в том случае, если приходитесь арендодателю родственником или другом, что в вашем случае, вероятно, не так.

На замечание о том, что во Вьетнаме прекрасно развит общественный транспорт, и перемещение на тот же Зоклет из Нячанга в одну сторону будет стоить около 30 тыс. донгов на человека туристы и неопытные зимовщики обычно хмыкают, указывают на толпучку в автобусе, несоответствие отправления расписанию, низкую скорость движения общественного транспорта по вьетнамским дорогам, и вообще, самим на мотобайке – это круто. К тому же, если пассажиров двое, то поездка на Зоклет туда и обратно обойдется уже в 120 тыс. донгов, что почти равно стоимости суточной аренды байка, если мы имеем в виду агрегат подешевле, за 150 тыс. донгов.

Почему арендовать мотобайк во Вьетнаме туристу или зимовщику очень дорого

С описанной выше точки зрения, очевидно, что при аренде мотобайка экономия на лицо. О том, что она может отразиться на лице, поначалу мало кто задумывается. И здесь мы подходим ко второй части: почему арендовать мотобайк во Вьетнаме туристу или зимовщику очень дорого.

Потому что с мотобайков падают. Всегда. Все. И вьетнамцы падают. И российские граждане тоже. И американцы. И китайцы. И даже тринидадовцы, если они сюда доезжают. И вопросов-то всего два:

  • сколько времени пройдет с момента усаживания на мотобайк до первого падения (не спешите иронизировать по поводу того, что могут пройти годы: в большинстве случаев хватит нескольких дней);
  • насколько тяжелыми будут последствия, физические и юридические.

Особенности вьетнамского движения, или Почему обычный турист упадет с мотобайка в первые несколько дней после его аренды

Непосвященный турист, попадая в тот же Нячанг в первый раз, испытывает шок и трепет, подходя к вьетнамской автостраде: светофоры многими водителями не соблюдаются, водилы автобусов и грузовиков ведут себя как короли, которым закон не писан, про таксистов помолчим, пешеходов не пропускает никто и никогда, зато все и всегда сигналят зачем-то всем.

Турист хватается за голову и думает, как же он попадет на пляж, который, по закону подлости, оказался через дорогу (если только турист не гость 5-звездочного отеля Ana Mandara), клянет турагента, спихнувшего ему путевку в этот странный Вьетнам, вьетнамских водителей и даже вьетнамское правительство, которое удосужилось пригласить иностранных туристов, но не призвало к порядку своих собственных граждан (цитата неточная, но мы слышали возмущение подобного рода от российских туристок).

Проходит несколько дней. Вальяжной походкой, с видом знатока, тот же турист спокойно преодолевает даже первую линию Tran Phu, даже в вечерний час пик. Гордо останавливает мотобайки на подъезде к своей скромной персоне движением ладони в стиле магистра Йоды. Осознает, что во вьетнамском хаосе есть свой порядок, а правила интуитивно понятны – будь как все, езжай вместе со всеми, бибикай вместе со всеми. Просто почувствуй поток, и все будет хорошо. И турист задумывается об аренде байка, тем более, что управление им, очевидно, несложное.

А почему нет? Вон, мамаша с двумя детьми проехала. А вон дедуля древний с бабулей. А тут подросток лихачит.

дети на мотобайках во Вьетнаме
Кстати, о детях. Так забирают детишек из школы во время дождя (обратите внимание на детские ножки, торчащие из-под дождевиков)

У них же все получается! Я чем хуже? Ничем. Просто российский турист не вьетнамец.

Присмотритесь. Видите семейную чету с маленьким ребенком? Сколько ему годиков? Два, три? А он уже за рулем мотобайка вместе с папой или мамой, на специальной табуреточке стоит.

Попробуйте оказаться в каком-нибудь вьетнамском заведении, желательно маленьком, вечером, когда там народу битком. Чувствуете беспокойство? Почему? Музыка громкая? Вьетнамский хохот не по-русски звучит? Основная причина не в этом.

Дистанция! К вам все жмутся зачем-то. И им хоть бы хны! Неужели не понимают, что вам некомфортно? Не понимают. Во Вьетнаме плотность населения выше, чем в Китае. Здесь понятие личного пространства принципиально другое, чем в России.

Вот это наше “широка страна моя родная” – это не про Вьетнам. Посмотрите на расстояния между домами в Нячанге. Их нет! Дома стенка к стенке построены. И так во всем. Переложите на движение на дорогах. Возьмите ради интереса Grab-такси в варианте Grab Bike, посетите в час пик центр города, например, в районе Католического собора. Посмотрите, насколько близко ваши ноги оказываются от ног пассажира соседнего мотобайка. И им комфортно! А вам на стенку лезть хочется или отпихнуть от себя всех этих товарищей, а то мало ли, наедут еще на ногу.

Дополнительным фактором риска является то, что на вьетнамской дороге, особенно за городом, никогда не угадаешь, что окажется на асфальте: может гравий, может рис на просушке, причем при поездке туда этого может не быть, а на обратном пути оно может материализоваться.

животные во Вьетнаме
А еще на вьетнамской дороге за городом можно пересечься много с кем. Например, с коровами… Снимок сделан не на дороге, но похожих рогатых товарищей Тоня на дороге в аэропорт видела

В городе же достаточно интересных мусорных кучек вдоль дорог, плюс иногда что-то откуда-то прилетает. Мы лично как-то наблюдали картину выбрасывания стаканчика из-под напитка в мусорную кучу на обочине на полном ходу мотобайка. Ездок не попал. В кучу. Позади него, по счастью, никого не было.

Все эти факторы накладываются друг на друга, резко увеличивая вероятность падения либо потери управления мотобайком. Плюс еще один момент: байк чем-то похож на велосипед. В первое время с непривычки с велосипеда падаешь, так? С мотобайком то же самое, причем не только с непривычки. На улицах Нячанга нам неоднократно доводилось видеть, как падают с мотобайка, точнее, с мотобайком вместе, причем на ровном месте. Падают вьетнамцы. И мужчины, и женщины. И девушки, и юноши. По счастью, лично свидетелями серьезных аварий не становились.

Физические последствия падения с мотобайка – про страховку и медпомощь

Что происходит с туристом, когда он падает с мотобайка? Как правило, ему нужна медицинская помощь, разной степени серьезности. Входит ли в стандартную страховку туриста, которую он автоматически получает в составе тура, лечение при травмах, полученных в результате вождения мотобайка? Нет.

А если был пассажиром? Зачастую нет, на откуп страховой, если в условиях страхования прямо не прописано иное. А если у водителя мотобайка не было прав, то у пассажира права на страховку точно нет.

О том, сколько стоит медицинская помощь во Вьетнаме, писали в статье про страхование. Для примера. Лечение Валентина Дзюбы после вписывания его головой в бордюр из-за невписывания в поворот обошлось в несколько тысяч долларов. Самый дорогой день в реанимации (один) стоил около 90 тыс. рублей.

Его страховка истекла за несколько дней до аварии, был ли в ней пункт про мотобайк, нам неведомо. Валентину повезло – его взяла на поруки Аня Лось. А если бы не она и тысячи людей, читающих ее группу, многие из которых перечисляли пожертвования на лечение, неизвестно, чем бы для него все закончилось. Летом 2019 таки смог на своих ногах вернуться в Россию, и сейчас проходит длительную реабилитацию под присмотром друзей.

Репатриация останков девушки, жившей в Нячанге 4 года и упавшей с мотобайка на ровном, казалось бы, месте, обошлась то ли в 3, то ли в 4 тыс. долларов. И часть этой суммы тоже собирали по соцсетям, в помощь родственникам.

Хорошая новость в том, что если у вас есть российские права категории “А”, и вы покупали расширенную страховку, в которую включен пункт “Перемещение на мотобайке или мопеде”, то в случае травм, полученных при вождении мотобайка, страховка сработает. Если вы были пассажиром, то тоже сработает, при условии, что у водителя были права категории “А”. Также обязательно соблюдение ПДД, наличие шлемов, трезвое состояние (источник информации – разъяснение от службы поддержки агрегатора страховок cherehapa).

Однако даже при сработавшей страховке есть риск столкнуться с последствиями юридическими, которые могут оказаться серьезнее физических.

Юридические последствия аренды мотобайка во Вьетнаме (про водительские права и правила)

Последствия юридические начинают иметь значение, если в аварии пострадали не только вы, но и другая сторона. Не дай боже, вьетнамская. Ибо кто виноват в аварии на мотобайке в первую очередь? Лицо, не имеющее водительских прав.

В каком случае для управления мотобайком нужны права? Если объем его двигателя свыше 50 см3 либо развиваемая скорость свыше 50 км/ч (статья 60 Закона о дорожном движении Вьетнама, он же ПДД, вот ссылка на этот закон на вьетнамском). Это большинство мотобайков, сдаваемых в аренду.

Кто имеет право во Вьетнаме управлять мотобайком? Варианта два.

  1. Лицо, имеющее вьетнамские права категории “А”.
  2. С 2014 года, когда Вьетнам присоединился к Венской конвенции от 1968 года, лицо, имеющее международные права категории “А”. При этом, помимо международных прав, лицо обязано предъявить национальные права (статья с разъяснением на вьетнамском), т.е. россиянин – еще и российские.

Последний пункт про международные права, по слухам, периодически забывается вьетнамскими гаишниками, поэтому желательно распечатать формулярчик на вьетнамском 48/2014/TT-BGTVT и возить его с собой. Но стоит понимать, что проверка документов – далеко не главная причина, по которой могут остановить мотобайкера европейского вида, т.е. останавливают, зачастую, из-за чего-то другого, а проверка документов идет согласно процедуре.

Что касается вьетнамских прав, их можно получить, имея права своей страны (не международные), для этого нужно подать заявление, по одним источникам в местную полицию, по другим – в специализированные центры, находящиеся в Ханое и Хошимине; по одним источникам практическую часть сдавать необязательно, по другим – необязательно для автомобилей, обязательно для мотобайков. Теоретический экзамен сдавать не нужно.

Также есть вариант сдать на вьетнамские права с нуля, занимаясь самостоятельно, но зарегистрировавшись в обучающем центре. Однако придется сдавать и практический, и теоретический экзамен (на вьетнамском языке). Правда, есть конторы, которые обещают сдачу теоретического экзамена даже для студентов, не владеющих вьетнамским языком.

Какое количество зарубежных водителей, в частности, россиян, соответствуют указанным двум пунктам? По сравнению с количеством желающих взять байк напрокат – малое.

Каково наказание во Вьетнаме за вождение мотобайка без прав? Разное, от штрафа до смертной казни, в случае, если лицо, не имеющее прав, стало причиной гибели других людей. Смертной казни, вроде, раньше не было. Ввели с 1 января 2018, также ужесточили штрафы и тюремные сроки.

Почему? Потому что желающих водить мотобайк во Вьетнаме без прав очень много. Полагаем, не только среди иностранцев, среди коренного населения тоже, но свои – они на то и свои, а чужие – на то и чужие.

Бывают ли прецеденты, когда в аварии, где с одной стороны иностранец, а с другой вьетнамец, вьетнамское правосудие реально оказывается на стороне иностранца? Мы об одном (пока только одном) таком прецеденте слышали, но, во-первых, у иностранки были права, во-вторых, она попала к уважаемому в Нячанге юристу, в-третьих, вьетнамский водитель, действительно, был виноват, и сильно. Во многих других случаях все менее радужно для иностранца, а если у него и прав нет…

Кому выгодно?

“Секундочку! Если все так серьезно, то почему иностранцу так легко взять мотобайк напрокат во Вьетнаме? Даже права предъявлять, зачастую, не надо. И вообще, мы лично видели, как мимо вьетнамского гаишника проехал на байке здоровый чувак европейского вида, а тот его даже не остановил права проверить. Выходит, всем все равно? Тогда кого бояться?”

Бизнес есть бизнес. И в социалистическом Вьетнаме тоже. В прокате мотобайков крутятся большие деньги (наверное), поэтому взять мототранспорт в аренду так легко. Полиция до поры до времени будет закрывать глаза. Однако моментально отреагирует на грубое нарушение ПДД и в случае аварий. Не доверяйте ложному чувству безопасности и вседозволенности!

“А почему во многих группах про Вьетнам и Нячанг в российских соцсетях пишут, что взять мотобайк напрокат – хорошая идея? Мобильность там всякая, экономия…”

Причин несколько. Во-первых, авторы либо администраторы многих таких групп сами давно живут во Вьетнаме и действительно пользуются мотобайками, поэтому дают такой совет на основании своего реального опыта. Неужели врут? Нет, не врут. Для них этот совет справедлив – ведь это же их опыт. Ключевое отличие авторов таких групп от туристов и неопытных зимовщиков – давно живут. Это важно.

Во-вторых, часто в дискуссиях по поводу мотобайков принимают участие туристы, которые брали байки напрокат, у них все было хорошо, и они дают ту же рекомендацию остальным, искренне веря, что поступают правильно и оказывают другим хорошую услугу. Туристы, угодившие в больницу после поездки на байке, либо держатся от групп про Вьетнам подальше, дабы не бередить душевные раны, либо молчат в комментариях в тряпочку.

Почему? Вот вам бы хватило смелости написать, что да, брали мотобайк в аренду, да, угодили в аварию на ровном или неровном месте, да, лежали в больнице и платили по всем счетам из своего кармана, и теперь никому не рекомендуете брать байк? Точно хватит? А как насчет осознания, что после этого огребете в комментах по полной от “опытных”? Ну, знаете, такое всякое в стиле “сам виноват”, “не умеешь – не берись”, “по сторонам смотреть надо было” и т.д.? В лучшем случае, “тебе ЛИЧНО просто не повезло, чего других отговариваешь”? Уже не хочется в печальном опыте признаваться? Да и стыдно как-то? А фоточки в гипсе и с надписью “Люди, не берите мотобайк!” в соцсетях выложите? Товарищи-то, у которых все было нормально, свои фотки верхом на байке выкладывают…

В итоге, наблюдаем “ошибку выжившего”: голос тех, у кого всё хорошо, громок, задорен и весел, а голос тех, у кого не было хорошо, тих либо вообще отсутствует, создавая иллюзию, что хорошо всё и у всех. Причем старожилы Нячанга или Вьетнама сами могут пребывать в такой иллюзии, если с ними и их близкими все нормально.

Третья причина, по которой прокат байков может пропагандироваться в соцсетях, вполне материальная: в некоторых группах про Вьетнам и Нячанг либо предлагаются мотобайки в аренду, либо они сотрудничают с другими группами, в которых это делается.

Типичные заблуждения российских туристов в отношении езды на мотобайке во Вьетнаме

В отношении езды на мотобайках во Вьетнаме есть много стереотипов. Некоторые создают у туристов ощущение безопасности. Ложное.

С вьетнамскими гаишниками всегда можно “договориться”

Можно. Не всегда. В зависимости от тяжести ситуации и вашего поведения. Не забывайте, туристы и зимовщики во Вьетнаме – прежде всего иностранцы, а значит, чужаки. Разговаривая с полицией, будьте предельно вежливы.

Был случай, когда россияне поехали без шлемов, были остановлены, вели себя тихо, вину признали и “договорились”.

Был случай, когда туристы попытались “договориться” и нарвались то ли на начальника отдела по борьбе с коррупцией в рядах вьетнамского ГАИ, то ли на приближенного к нему офицера, подробности уж стерлись из памяти. Ситуация была связана с нанесением физического ущерба вьетнамскому водителю (по реальной вине туристов), т.е. достаточно серьезная.

Был случай, когда россиянин, нарушив ПДД, начал “качать права” и провел несколько часов в участке, заплатив после солидный штраф.

Во Вьетнаме нет правил дорожного движения, все ездят, как хотят, и я так буду

Во Вьетнаме есть официальные правила дорожного движения. Им обучают в школах вождения. Их можно найти во вьетнамском интернете, ссылка была выше (на вьетнамском языке, google.translate в помощь). О них многие вьетнамские водители забывают, едва сдав на права, начиная полагаться на правила “неписаные”. Но правила прописные никто при этом не отменяет. Спрашивать будут по ним, в том числе, с туриста.

мотобайки во Вьетнаме
Столпотворение мотобайков возле вьетнамской школы – родители забирают детей в конце дня

У меня есть опыт вождения мотоцикла в России. Поэтому я спокоен за себя, водя мотобайк во Вьетнаме

Опыт – это, конечно, важно, и его, как говорится, не пропьешь, и вам, конечно же, будет проще освоить мотобайк во Вьетнаме. Есть одно маленькое “но”: Вьетнам – это не Россия. Все то, что написано выше, про понятие дистанции, про неожиданности на дороге, про менталитет, не отменяется. Поэтому будьте всегда готовы ко всему, даже если “знаете, как надо”. Особенно, если знаете – гордыня на вьетнамской дороге может сыграть ту еще шуточку.

У меня есть опыт вождения мотобайка в Тайланде. Поэтому я спокойно могу водить мотобайк во Вьетнаме

Опыт вождения мотобайка на просторах Юго-Восточной Азии, конечно же, играет в вашу пользу, особенно, если вы хорошо понимаете, что в разных странах ощущения на дорогах разные. Например, осознаете, что водить мотобайк где-нибудь в отдаленных уголках Самуи или более мелких островов Тайланда – вовсе не то же самое, что водить его в Нячанге, или Хошимине, или Ханое. Кстати, удивительно, но по нашим личным ощущениям, перейти дорогу в Хошимине, по крайней мере, на главных его улицах, проще, чем в Нячанге.

Также заметим следующее. Видели как-то вопрос от туристов, которые оказались во вьетнамской больнице (в Нячанге) и обратили внимание на огромное количество пострадавших с переломами, очевидно, после мотоаварий. При этом те же туристы несколько раз попадали в больницу в Тайланде, и там такого количества переломанных рук и ног не наблюдали. Вопрос был в том, почему во Вьетнаме такая разница по сравнению с Тайландом.

Мы не беремся проводить социологическое исследование по этому поводу, но как минимум одну причину можно рассмотреть. По данным сайта countrymeters.info плотность населения во Вьетнаме 293 человека на кв. км. В Тайланде 134 человека, то есть более, чем в 2 раза, меньше. Если предположить, что число мотобайков пропорционально плотности населения (гипотеза, согласны, спорная), получается, что риск попасть в аварию во Вьетнаме в 2 раза выше, чем в Тайланде.

Однако, согласно этому сайту, в 2018 именно Тайланд стал лидером в Юго-Восточной Азии по числу смертей на дорогах. Вьетнам на втором месте. Правда, в Тайланде на 100 тыс. человек приходится 32,7 смертей на дорогах, а во Вьетнаме 26,7, т.е. разница, в общем-то, не очень велика. Возможно, вьетнамская больница, в которой были туристы, заметившие различие по числу переломанных, просто больше по размеру, чем тайская.

По данным этой статьи, Вьетнам находится на 4-м месте после Индии, Китая и Индонезии по числу мотоциклов, причем с 1990 их число выросло в 48 раз: с 1,2 млн. до 58 млн. (по данным на 2018 год). Больше всего байков находится в Ханое (6 млн.) и Хошимине (8,5 млн.).

Для сравнения, в Китае плотность 146 человек, в Индии 417 человек на кв. км.

Мы, кстати, спрашивали у Ратиша (Ratheesh), метрдотеля индийского ресторана Яшода (Yashoda), где движение хуже, в Нячанге или в Индии. Он ответил, что в Индии хуже, но что в Нячанге он “Never stop” (“Никогда не останавливаюсь”). Для справки, “Яшода” работает с 10:30 до 22.00, с перерывом с 14:30 до 16:30, то есть в это время Ратиша на улицах Нячанга нет. 😉

Без мотобайка во Вьетнаме никуда

Краеугольный камень туристической ветви мотобайкового бизнеса – вера туристов в то, что без байка во Вьетнаме пропадешь, таксисты тебя разведут, половины не посмотришь из того, что тебе надо, и прочее, и прочее. Причем вопрос “А что мне, собственно, надо посмотреть?” задается уже постфактум.

На чей опыт опираются туристы? Во-первых, на опыт местных жителей, вьетнамцев – они же все на мотобайках. Комментировать нечего: да, жизнь рядового вьетнамца тесно связана с мотобайком. Причем здесь российский турист или зимовщик? Сравните: в России, в рамках повседневной привычной жизни, некоторые на автомобиле даже за хлебушком ездят, но это не значит, что на отдыхе в авто есть серьезная необходимость.

перевозка грузов во Вьетнаме на мотобайках
Перевозка всего и вся на мотобайках – часть повседневной жизни вьетнамцев. Не россиян

Во-вторых, туристам не дает покоя опыт тех самых старожилов, в том числе, авторов групп в соцсетях, которые живут во Вьетнаме по несколько лет, которым нужно, например, ездить на работу каждый день из одного конца города в другой, затариваться продуктами на неделю вперед, которые, наконец, просто склонны путешествовать своим ходом в силу убеждений и мировоззрения и давно освоили мотобайк как свои пять пальцев, причем уже благополучно забыли, как падали с него в первые несколько месяцев освоения.

Какое количество туристов и неопытных зимовщиков попадает под это описание? Поверьте, не такое большое, как кажется на первый взгляд.

Число смертельных случаев с туристам невелико. Я буду ездить аккуратно, в шлеме, и со мной все будет хорошо. Даже если упаду разок, ничего страшного

Вот! Вот оно, что движет российскими туристами: со мной все будет хорошо! Друг ездил, и с ним было. Куча народу ездит, и с ними все хорошо, я же вижу. И со мной будет.

Обязательно будет! Действительно, смертельных случаев среди россиян мало (тьфу-тьфу), они, как правило, на слуху в соцсетях. И за исключением них туристы не видят иных опасностей. А основная опасность для туриста не всегда в том, чтобы вернуться домой в гробу.

Представьте ситуацию: взяли мотобайк и улетели в канаву. Отделались легко: содраны колени, локти, возможно, другие части тела. Что дальше? Дальше в больничку, либо по расширенной страховке, либо за свой счет. Что там? Там противостолбнячная сыворотка, промывание ран, перевязка, швы, препараты, перевязочные материалы с собой.

А после? А после на недельку, а то и две, запрет на купание в море, в грязевых источниках, и душ принимать тихохонько-тихохонько, чтобы не мочить открытые раны. То есть турист прилетел на море, а моря нет. И грязей нет. И аквапарка на Винперле нет. И лучше не потеть, чтобы потом не пахнуть, ибо мыться будет некомфортно. Вы за этим отпуска год ждали и к морю на две недели ехали, чтобы без него по собственной безответственности остаться?

Помните, выше писали, что старожилы Нячанга достаточно спокойно относятся к собственным падениям с мотобайка? Почему? Да потому что они здесь живут. Плюс-минус неделя-две роли не сыграют, раны затянутся. Тем более, что на зимовке или ПМЖ купаться тянет реже, чем в отпуске. У туриста такой привилегии, как время, нет. Ему нужно максимум впечатлений втиснуть в две недели, а то и меньше. И всего лишь содранная коленка, которая, кстати, во вьетнамском климате будет заживать дольше, чем в российском, может перечеркнуть весь отдых. Вопрос: зачем?!

Кстати, от некоторых старожилов, а также гидов, которые сопровождают пакетных туристов из аэропорта Камрань, слышали, и не раз: откажитесь от аренды мотобайка! Туристам он не нужен! Зимовщику – в ограниченном количестве случаев.

Да, тем, кто приехал надолго, тем, у кого во Вьетнаме бизнес, или работа, связанная с разъездами, действительно, может понадобиться мотобайк. Хотя пример Ани Лось показывает, что и в этом случае без него можно обойтись. Но Аня уникальный человек, ее опыт не всем подойдет. Однако, повторимся, большей части туристов и зимовщиков можно обходиться без мотобайков. Жизнь, своя и чужая, дороже.

Как обойтись без мотобайка туристу на отдыхе

“И что, вы хотите сказать, что туристу за две недели можно обойтись без мотобайка?” Хотим и скажем. Весь Нячанг (не опечатка, ВЕСЬ Нячанг) можно облазить пешком в рамках одной (ОДНОЙ) туристической поездки на 2 недели. Мы говорим об основных достопримечательностях и местах, в принципе, интересных туристу. Те, что не успели облазить, оставьте на следующий раз.

Помимо “пешком”, есть прекрасно работающий общественный транспорт – кондиционированные автобусы номер 2 и 4 позволят вам охватить весь город с юга до севера, стоимость проезда 9 тыс. донгов (~ 27 рублей).

Да, после 17:30 автобусов уже нет. И это плохая новость. Правда, с 18:00 и солнца уже нет. А бродить в темноте по той же пагоде Лонг Шон вы вряд ли станете. Зато автобусы начинают ходить с 05:30, а то и чуть раньше. И это новость хорошая. У вас есть шикарные 12 часов по свету, чтобы исследовать все закоулки Нячанга.

Неплохой вариант для “скорых и быстрых” – обзорная экскурсия по городу от любого турагентства (не от туроператора) или частных гидов. Про три турагентства в Нячанге, которым доверяем сами, писали отдельный пост. Можно найти индивидуальные и групповые экскурсии на сайтах sputnik8 и tripster, про эти ресурсы упоминали в статье про онлайн-экскурсии.

Экстремалы, желающие прогуляться пешочком по окраинам, закоулкам, увидеть настоящий “местный”, в чем-то страшноватый, “непричесанный” Нячанг, могут связаться с Никитой Старостиным ВКонтакте или через инстаграм nikitastarosti.

Такси стоит не так дорого. От 400 тыс. донгов на водопады Бахо с ожиданием, от 600 тыс. донгов на Зоклет туда и обратно с ожиданием, от 1 млн. донгов по окрестностям и не только, на весь день. Не хотите такси? До многих мест можно добраться общественным транспортом. Все это дешевле, чем лечиться после неудачного падения с мотобайка.

Интересуют другие города – слипбасы (спальные автобусы) в помощь, в любых направлениях, в любые города. Не хочется на слипбасе? Поезда ходят и самолеты летают (про сервисы поиска авиабилетов, которыми пользуемся сами, писали).

Powered by 12Go Asia system

Наконец, именно в Нячанге (и Муйне тоже) большое количество русскоязычных турфирм, которые предлагают огромное количество экскурсий по окрестностям курортов и в другие города по вполне приемлемым ценам. Фукуок русскоязычными турфирмами также осваивается, уже и там можно поехать на экскурсию с русским гидом.

Как обойтись в Нячанге зимовщику без мотобайка

“Ладно, с туристами примерно понятно. Они всего на две недели приезжают, и без мотобайка найдут, чем заняться. Опять же, бюджет у них отпускной. А мы вот на зимовку прилетели. Нам-то как?”

Здесь все зависит от ваших планов на эту зимовку. Если вы планируете работать (что по туристической визе, кстати, незаконно), например, в Европейском квартале Нячанга, а жилье снимать будете в районе супермаркета Big C, для экономии, то мотобайк вам, наверное, понадобится (о районах Нячанга есть отдельная подробная статья).

Вопрос: вам такая зимовка (именно зимовка, мы не про ПМЖ, не про длительное проживание) нужна? Вы за этим зимовать прилетели, чтобы пахать с утра до ночи, моря не видеть? Серьезно? Тогда мы умываем руки.

Для тех, кому нужно хоть немного удовольствия получить, иначе зачем оно все, совет: селитесь рядом с работой. Можно найти относительно бюджетное жилье и в туристических кварталах, и рядом с ними, а значит, кстати, рядом с морем. Тогда основная потребность в мотобайке – добраться до работы и домой – исчезнет.

“А как же супермаркеты? И рынки? Мы же сами готовить будем…”

Не так уж сложно дойти до рынка или супермаркета за продуктами пешком или доехать на автобусе. Проверено на личном опыте. Если живете на Севере – там есть рынок Винь Хай. Если в Центре – рынок Сом Мой. Между – рынок Чо Дам. На юге сложнее, но и там рыночек есть. И вообще, зачем вам на зимовке юг? Разве что вы поселились на вилле в поселочке An Vien (на территории которого, кстати, магазинчик есть). Но в этом случае у вас на автобус деньги, наверняка, найдутся, а может, даже, на такси…

А еще у Тони был опыт бесплатной доставки тяжеленных пакетов из супермаркета Lotte Mart (у Big C аналогичная услуга есть). Для этого понадобилась вьетнамская симка и небольшое знание английского. Дело было так. Пошла Тоня в Лотте Март под вечер. За хлебушком. Опомнилась на кассе с двумя баулами. И так Тоне не захотелось их тащить в одиночку, а Женю по телефону звать – это же пока он дойдет…

И решила опробовать Тоня бесплатную доставку от магазина (на расстояние до 10 км). Пошла на стойку к милым девушкам, говорящим по-английски, все оформили, телефон вьетнамский записали, сказали, ожидать. Тоня вприпрыжку помчалась домой. Потом на телефон звонили, после какой-то возни на том конце провода, на английском с вьетнамским акцентом, спросили, дома ли Тоня. Тоня уже была дома. После приехал вьетнамский мальчик на мотобайке (его), сгрузил баулы (Тонины), проверил чек, уехал. Вопрос: зачем Тоне на зимовке мотобайк?

“Ну ладно, вы зимуете, в основном, в Нячанге. А мы по окрестностям поездить хотим.”

Пожалуйста! Мы и на экскурсии ездили, хоть и не так активно, как в туристические приезды, и своим ходом добирались в интересующие нас места, обходясь без байка. Например, у нас есть опыт поездки на водопады Бахо, а также в Коралловую пагоду с лабиринтом Дракона в городке Камрань общественным транспортом.

Если нужен именно мотобайк (точно нужен? именно он?), повторимся, вызовите GrabBike. Да, это будет дороже, чем арендовать самим. Зато за рулем будет вьетнамец, привыкший к вьетнамскому движению, и с вьетнамскими правами. Подчеркнем, что такси на четырех колесах с вьетнамским водителем надежнее, чем мототакси с ним же, и страховка в этом случае подойдет обычная, а не расширенная.

Как обезопасить себя при поездках на мотобайках

Как обезопасить себя? Очевидный ответ: отказаться от езды на мотобайках. Однако допустим, что по каким-то причинам вы планируете на двухколесном транспортном средстве оказаться. Что можно порекомендовать?

С юридической точки зрения: либо решить вопрос с правами, либо арендовать средства, для вождения которых права не нужны. Это может быть мопед с объемом двигателя мене 50 см3 либо электровелосипед. Запас хода у последнего, насколько слышали, до 45 км, в зависимости от модели. Кстати, очень популярное средство передвижения среди вьетнамских школьников. Однако российским родителям, приехавшим во Вьетнам с детьми, категорически не рекомендуем выпускать ваше чадо на велосипеде на вьетнамскую дорогу.

Даже если арендованное вами транспортное средство не требует наличия прав, помните о том, что ехать придется во вьетнамском потоке наравне с остальным транспортом, то есть глядеть нужно в оба.

Соблюдайте правила дорожного движения! Всегда. Применительно к мотобайку, основными являются три момента:

  • наличие шлема;
  • соблюдение скоростного режима – не выше 40 км/ч в городе;
  • отсутствие алкоголя в крови.

Про шлем. Желательно наличие не самого дешевого, примерно за 150 тыс. донгов в любом супермаркете, а более или менее приличного, с защитой основания черепа – такие стоят 500 – 600 тыс. донгов и более. Слово “желательно” касается не гаишника – ему все равно, лишь бы шлем был – а вас.

Про права здесь не упоминаем, уже ведь и так все понятно, да? Заметим, что в последнее время ходит слух о закручивании гаек и о запрете сдавать туристам мотобайки в аренду, если у тех прав нет. Мы думаем, что еще несколько лет сдавать будут.

Дополнительно можно приобрести мотоциклетную защиту, хотя среди водил ее редко встретишь на вьетнамских улицах. Обувь желательна удобная закрытая, хотя вы увидите множество водителей, включая вьетнамцев, которые ездят в шлепках.

Также неплохо бы надевать во время поездки джинсы или что-то плотное – хоть какая-то прокладка между вашей кожей и асфальтом. Однако очень многие европейского вида водители пренебрегают этим в силу климата (честно скажем, что Тоня тоже пренебрегала, когда вызывала Граб Байк. Но Тоне недалеко ехать надо было). А вот вьетнамцы, и особенно вьетнамки, кутаются по самые глаза. Подозреваем, что здесь в большей степени играет роль желание сохранить кожу без загара и защитить одежду от пыли. Но почему бы не взять на вооружение?

Если опыта вождения во Вьетнаме у вас еще нет, но водить хотите (и права есть), воспользуйтесь прежде услугами инструкторов по вождению, найденных в соцсетях либо среди местного населения, говорящих на понятном вам языке.

Откажитесь от аренды дешевых мотобайков. В Нячанге посмотрите в сторону агрегатов, которые стоят от 180 – 200 тыс. донгов в сутки, с денежным залогом от 100 $.

Позаботьтесь о страховке! В нее должен входить пункт “Перемещение на мотобайке или мопеде”. Даже если едете пассажиром. Даже если едете на Grab Bike. При этом у водителя мотобайка, на котором вы пассажир, должны быть права категории “А”. Если сами ведете мотобайк, у вас должны быть права категории “А” хотя бы российские, иначе страховка недействительна.

Купить туристическую страховку

Если хотите взять мотоэкскурсию в турфирме (туристы в этом случае едут пассажирами), поинтересуйтесь, входит ли в стоимость экскурсии страховка, и какая. То же касается мотоэкскурсий с частными гидами.

Эволюция наших взглядов на аренду мотобайка во Вьетнаме благодаря личному опыту

“Ага-ага, отговариваете тут всех байки брать. А сами-то, поди, все равно ездили, не только с граб-байкерами!”

Что же, будем честны, расскажем нашу личную историю, связанную с мотобайками на зимовке в Нячанге.

До того, как собраться зимовать во Вьетнаме, мы здесь были дважды с туристическими поездками. Помимо прекрасных впечатлений и желания задержаться подольше, они подарили нам уверенность в том, что на зимовке мы непременно арендуем мотобайк, ведь это дешево и круто.

Без мотобайка нам никак, ибо за продуктами ездить придется, окрестности города исследовать, мы же не хотим в четырех улицах просидеть всю зимовку?! И вообще, из каждой поездки нужно привозить новый интересный опыт, вот навыки вождения и станут таковым. Для справки: прав водительских ни одной категории нет ни у Тони, ни у Жени. Опыта вождения тоже, если не считать велосипед.

У Жени, правда, есть стойкое нежелание садиться за руль т.к. в детстве его пытались научить водить мотоцикл, но дело кончилось быстро и под забором. А вот у Тони такого опыта не было, зато был юношеский задор по поводу вождения, помноженный на природную смелость и заботу о семейном бюджете. Сдать на права категории “А” в России? Не, не захотелось и не успелось, хотя мысль в голову приходила. Но быстро ушла – во Вьетнаме же всё равно всё по-другому…

Забавные рассуждения, да? Заметим, что Тоня была (и есть) в здравом уме и твердой памяти. И отдавая себе отчет во всем выше перечисленном, была абсолютно спокойна по поводу личной безопасности и безопасности окружающих, которые могут встретиться на ее пути.

На каких основаниях Тоня была уверена, что в случае аренды мотобайка все будет хорошо? А на тех же, что и остальные туристы:

  • Тоня видела в Нячанге людей на мотобайках европейской внешности. Их было достаточно много. Также Тоня точно знала, что многие из этих людей – русские либо русскоговорящие. А уж сколько вьетнамцев во Вьетнаме на мотобайках ездит… И ведь у всех получается…
  • Тоня видела огромное количество предложений по аренде байков на улицах Нячанга, особенно в туристических кварталах. Когда Тоня спрашивала в этих местах, нужны ли права для аренды, ей с улыбкой отвечали, что нет, достаточно денежного залога за мотоцикл. О чем подумала Тоня? Если ТАКОЕ количество точек проката с ТАКИМ легким отношением к правам есть, значит, все хорошо, безопасно и всему этому можно доверять.
  • В первую туристическую поездку Тоня пользовалась услугами так называемого изи-райдера (easy rider) – вьетнамца-экскурсовода на мотобайке. Трудностей в обращении с мотобайком Тоня в ту поездку не заметила, хотя была исключительно пассажиром, а изи-райдер был уже в летах, т.е. стаж вождения у него – дай бог каждому. Но со стороны всегда виднее, правда?
  • Тоня не была активным участником каких-то групп в соцсетях по Нячангу на тот момент, а в тех, в которые захаживала, предупреждения об опасностях, связанных с байками, отсутствовали.
  • Знала ли Тоня, что водить мотобайк без прав во Вьетнаме незаконно? Да конечно знала. Но также видела, как невьетнамские парни с белой кожей, ростом под два метра, мимо вьетнамских гаишников (редких) проезжают, а те их не тормозят.

Что сделала Тоня перед поездкой во Вьетнам на первую зимовку, чтобы хоть как-то подготовиться?

Тоня почитала статьи на тему аренды мотобайка в соцсетях и блогах. Пришла к выводу, что это вполне себе правильный способ путешествий по Юго-Восточной Азии, даже без прав, ибо если ведешь себя тихо и соблюдаешь основные правила, на тебя внимания не обратят, особенно где-то за городом, где гаишники – гости, зачастую, редкие. Также были прецеденты, когда российские люди вьетнамские права получали, правда, на основе имеющихся прав категории “А” и опыта вождения за плечами.

Потом Тоня нашла в соцсетях группы по аренде мотобайков, а также странички людей, которые предлагают обучить вождению байка за три дня и 800 тыс. донгов. Пометочки сделала, услугами инструкторов решила воспользоваться, тем более, что вопросы позадавала, ответы вполне адекватные получила.

И вот, приезд на долгожданную первую зимовку, быстрое и благополучное заселение в арендованную квартиру и общение с милой девушкой-риэлтором, у которой Тоня дрожащим от нетерпения голосом спросила, можно ли, по ее мнению, ездить на мотобайке по Нячангу.

Девушка пожала плечами, сказала, что сама ездит (права есть), и всё у нее тьфу-тьфу, тем более, из-за работы по-другому никак. И согласилась отвезти Тоню в пункт проката, где и она арендует, и подруги ее мотобайки берут, ибо доверяют тем ребятам. Тоня попросила сначала договориться в этом пункте, чтобы ее хотя бы часик потренировали, и чтобы девушка-риэлтор помониторила хотя бы чуть-чуть.

Все просьбы Тони были выполнены, за что Тоня до сих пор благодарна. На помощь в пункте проката отрядили серьезного юношу-вьетнамца, который отлично говорил по-вьетнамски и даже по-английски знал несколько слов (догадываетесь, какие, да? Хэллоу, Йес, Ноу), по-русски ни слова. Девушка-риэлтор понаблюдала за тренировкой Тони несколько минут, дала пару советов и уехала по своим делам, как и договаривались. Правда, байк, на котором ездит она, был другой модели, чем тот, который выделили Тоне для тренировки.

Далее примерно в течение часа Тоня пыталась убедить мотобайк в том, кто здесь главный, или хотя бы договориться на ничью. Несмотря на все многочисленные попытки юноши из проката показать и на чистом вьетнамском объяснить, что Тоня делает не так, у Тони ничего не получалось: она падала снова и снова, поднимала мотобайк либо сама, либо при помощи юноши (о боже, храни вьетнамское терпение!), забиралась в седло и, проехав метров десять, заваливалась то на один бок, то на другой, вместе с мотобайком, разумеется.

Через час у Тони болело всё, в первую очередь, ноги, отбитые моторизованной железякой об асфальт. Взвесив за и против, Тоня прекратила тренировку, заплатила за час аренды (не помним, сколько, но по-божески), горячо поблагодарила юношу, который, к его чести, за все время ни разу не расхохотался (но, возможно, перекрестился потом трижды), и отправилась восвояси, решив, что сначала надо потренироваться на велосипеде, а потом прибегнуть к услугам тех самых инструкторов по вождению, найденных в соцсетях, по крайней мере, языкового барьера не будет.

Уверенность Тони в том, что нужно поступить именно так, длилась до следующего дня. На следующий день проявилась часть синяков на ногах, а еще через денек – оставшаяся. Кроме того, Тоня нащупала на бедре вмятину в мышцах, как-то незаметно набитую мотобайком, которая, к слову, полностью исчезла только через пару лет. Осмотрев свои ножки в синих пятнышках, пятнах и пятнищах, Тоня поняла, что сейчас и на велосипеде ездить несогласная, ибо если упасть на синяки набитые, будет гораздо больнее, чем когда синяков нет.

И вот пока синяки заживали, Тоня ходила по Нячангу пешком, а также осваивала автобусы. И обнаружила, что пешком ей гулять по Нячангу нравится: много интересного успеваешь увидеть и сфотографировать, тем более, что в России Тоня как раз пешком и старается ходить. И в магазин либо на рынок в Нячанге идти, строго говоря, не так уж далеко, а если тяжести тащить не хочется, можно на автобус сесть. И с посещением окрестностей разобраться можно на общественном транспорте, было бы желание. И вообще, за время зимовки Тоня умудрилась облазить разные кварталы Нячанга, далеко не только туристические, вполне себе на своих двоих (ногах, не колесах).

увидеть без мотобайка
Например, гуляя по Нячангу пешком, Тоня увидела вот такого красавца. Охранял детсад

А еще Тоня стала обращать внимание на дорожное движение не только с точки зрения пешехода, но и с точки зрения потенциального водителя (мысль сходить к инструктору тогда еще была). И заметила, как люди вьетнамские на мотобайках падают, иногда без видимых причин, иногда на ровном месте. Глядя на их печальные лица после таких событий, Тоня чувствовала какой-то странный дискомфорт.

А потом ТоЖе по стечению обстоятельств познакомились с упомянутой выше Анной Лось, которая очень нам помогла с доктором Ли Май Фынем, после чего стали захаживать в ее группу Лось Нячанг, откуда и узнали оборотную сторону вождения мотобайков во Вьетнаме.

А потом Тоня съездила на денек в Муйне к подруге, которая там живет, и узнала, что и у старожилов с мотобайками иногда бывают особые отношения, казалось бы, на ровном месте.

И под влиянием всех этих фактов, наложившихся один на другой, мысль водить мотобайк плавно из головы ушла в дали неведомые. А потом первая зимовка закончилась, а посещение групп в соцсетях по Нячангу осталось в привычке. И Тоня была в курсе тех печальных происшествий с россиянами, севшими на мотобайк, о некоторых из которых речь пойдет ниже.

Поэтому не во вторую зимовку, не в третью, которая, тьфу-тьфу, будет в 2020, желание водить мотобайк самостоятельно не вернулось, тем более, за это время правами категории “А” Тоня так и не обзавелась (и не планирует). Ну их, эти мотобайки. Лучше уж каток… Асфальтовый… Или БТР… Не в курсе, какая для него категория прав нужна? 😉

Подытожим. Что отличает Тоню до первой зимовки от Тони теперешней в отношении аренды мотобайка? Знание! А знание, как известно, сила. Тоне теперь очень сильно хочется держаться от аренды байков подальше. Но Тоня прекрасно помнит, что до того, как это знание появилось, она очень активно настаивала на вождении, не слушая ни маму, ни папу, ни мужа Женю, которые отговаривали, как могли, и доводы приводили логичные. Поэтому и написана эта длииинная статья, дабы натолкнуть на размышления тех, кто пока сомневается и тоже настаивает.

Причины аварий на мотобайках

“Ой, да ладно! Сами на мотике ездить не научились, с равновесием у вас там что-то не задалось, теперь всем страшилки рассказываете! Аварии – дело редкое, там причины обычно серьезные, звезды, так сказать, сойтись должны…”

Что же, среди наших знакомых две пары (в разные годы) решились взять мотобайк в отпуске напрокат. Освоили вождение почти моментально, потренировавшись несколько минут. В обоих случаях за рулем были юноши, имеющие российские водительские права и опыт вождения, правда, автомобиля.

После этого либо в тот же день, либо на следующий обе пары отправились в больницу либо в аптеку, по счастью, с травмами, не опасными для жизни, но шрамы остались, а до конца отдыха море, грязевые источники и нормальный душ были противопоказаны. Посещение врача за свой счет, ибо страховка не покрывает, обошлось примерно по 600 тыс. донгов с человека, плюс плата за царапины на мотобайках – примерно в том же диапазоне (помните, выше писали, что к стоимости самостоятельной аренды байка нужно плюсовать от 600 тыс. донгов – как раз об этом).

Для сравнения, другие знакомые парочки, также отдыхавшие в Нячанге, но не бравшие мотобайки, вернулись домой здоровыми.

Наши друзья, несколько лет живущие в Муйне, вынуждены пользоваться мотобайками по роду деятельности, оба попадали в аварии, по счастью, без серьезных последствий.

“Просто все эти люди, о которых вы написали, водить нормально не умеют!”

Вот причины описанных аварий, в которые попадали наши знакомые.

У первых: столкновение с другим мотобайком по вине вьетнамского водителя в сумерках на перекрестке нескольких улочек. Спасла невысокая скорость. Вьетнамский водитель (женщина) претензий не предъявляла, разъехались тихо и мирно, она – домой, они – в аптеку.

У других: немного гравия на гладкой асфальтированной дороге в неожиданном месте, улетели в канаву.

У третьих: мокрая дорога плюс невнимательное отношение к техническому состоянию мотобайка – стучало и достучалось.

В группе Лось Нячанг в сообщении о гибели российского летчика в Дананге (ниже) было также упоминание о вьетнамце в Нячанге, который находится в больнице после аварии на мотобайке. Вьетнамец! Знающий человек, казалось бы, на своей земле, с детства приучен к этому транспорту. Причина аварии – мусорный пакет, попавший под колеса.

Резюме

Подытоживая написанное. Возможность арендовать мотобайк во Вьетнаме у туриста или зимовщика, даже не имеющего прав, формально, есть. От использования этой возможности, если вы приехали во Вьетнам ненадолго (подразумеваем туристическую поездку либо зимовку), лучше отказаться.

Для соблюдения вьетнамских законов, управляя мотобайком с объемом двигателя свыше 50 см3, вы должны быть обладателем либо вьетнамских прав категории “А”, либо международных той же категории, одновременно с которыми потребуется предъявить права национальные (для россиянина – российские).

Основными рисками для российских водителей при управлении мотобайком на вьетнамской дороге являются:

  • несоблюдение подавляющим большинством вьетнамцев привычных нам правил дорожного движения,
  • принципиально иное понимание ими дистанции,
  • множество неожиданностей в виде мусора и подобного на дороге, что часто не имеет значения при вождении автомобиля, но может стать критичным при движении на двух колесах,
  • отсутствие у многих российских водителей навыка управления именно двухколесным видом транспорта.

При поездке на мотобайке даже в качестве пассажира необходимо иметь расширенную страховку с включенным в нее пунктом “Перемещение на мотобайке / мопеде”. При этом у водителя должны быть права категории “А”. Наличие шлема, трезвое состояние обязательны.

За езду без прав во Вьетнаме предусмотрено заключение до 10 лет или смертная казнь, если действия водителя привели к гибели людей.

Все еще сомневаетесь? Прочтите постскриптум, пожалуйста.

Грустный постскриптум: происшествия с россиянами на мотобайках во Вьетнаме за последнее время

“Что вы тут нас пугаете? Ежу же понятно, аварии бывают. Вы, кстати, про аварии с участием пешеходов не написали… И вообще, статистика, все дела… В России в автомобильных, не мотоавариях, куча народу гибнет. И кирпичи с крыш падают… И сосульки… Соломку везде не подстелешь… Знал бы где упасть… Неведомо, сколько отмерено… Живем один раз…”

Конечно! Конечно, теорию вероятности никто не отменял, на пару с законом подлости. Подобные происшествия, случившиеся в России, воспринимаются по-другому, во многом потому, что о них мало кто знает, кроме близкого окружения: попал человек в аварию, привезли в бесплатную (хотя бы номинально) больницу, вылечили, если вылечили, точка.

Во Вьетнаме произошедшее с туристом или зимовщиком чаще обретает широкую известность, потому что бесплатной медицины для иностранцев нет, в серьезных случаях друзья или родственники пострадавшего обращаются за помощью о сборе средств через соцсети.

Тем не менее, факты изложить считаем нужным. Итак, из известных нам происшествий.

Лето 2018, Фукуок, погиб российский турист, был пассажиром на мотобайке. Улетели в канаву, водитель жив, а пассажира не спасли, сбор по соцсетям сначала на реанимацию, потом на репатриацию

Зима 2018-2019, Нячанг, Валентин Дзюба, все подробности в группе Ани Лось. Коротко: с того света вытащили, до лета 2019 реабилитировали в Нячанге, летом отправили в Читинскую область к друзьям, до сих пор реабилитируется. Все лечение осуществлялось на деньги родственников и, в гораздо большей степени, на пожертвования неравнодушных, причем некоторыми неравнодушными были и вьетнамцы.

Параллельно истории с Валентином, объявлялся сбор на помощь новосибирцу – сломал ключицу на мотобайке. Лечение в Нячанге обошлось бы в 26 млн. донгов, страховки не было. Собирали деньги по соцсетям на билет в Россию, чтобы там прооперировали бесплатно. Собрали, уехал, прооперировали, правда, не сразу, но рука на месте.

Зима 2018-2019, русскоязычная жительница Нячанга (гражданство, если верно помним, украинское), прожившая 4 года здесь, падение с мотобайка, если смотреть запись с камер, на ровном месте, реанимация, репатриация останков. Платили родственники, плюс собирали по соцсетям

Декабрь 2019, Дананг – погиб российский летчик, работал на компанию Viet Jet. По слухам, возвращался из рейса, превысил скорость. Именно его гибель подтолкнула к созданию этой статьи, задуманной уже очень давно.

Также слышали об аварии несколько лет назад: молодая пара по пути в Далат упала на мотобайке с обрыва. Обстоятельства не знаем.

Эти люди, выезжая утром из дома, ожидали, что с ними случатся вот эти странные вещи? Нет! Каждый был уверен, что все будет хорошо.

Здесь перечислено то, что известно лично нам. Огромное количество туристов попадает в больницы во Вьетнаме с переломами, ушибами, вывихами. Мы знаем только малую часть на примере Нячанга, во многом потому, что она описана Анной Лось. Многое не описано. Откуда Анна все это знает? Она периодически сопровождает туристов в больницы в качестве переводчика и службы поддержки. Пишет об этом с болью, иногда со злостью, иногда с тихим отчаянием.

Потому что каждый раз история одна и та же: все же знают, что с ними, вот именно с ними, всё будет хорошо. У всех есть ангел-хранитель. И помирать приказа не было. И расширенная страховка – развод для лохов, кому она нужна. И можно взять мотобайк и поехать. И приехав в реанимацию с трепанацией, дать себе слово, что больше никогда. А пока есть Аня. И неравнодушные в соцсетях, которые скинутся. И родственники. И извечный российский авось.

Приятного отдыха! Берегите себя. И других…

⇓ Погодите, не ленитесь, статьей поделитесь!

Байк в аренду во Вьетнаме на примере Нячанга взять или не взять – про права, правила, стереотипы, страховку, личный и чужой опыт, местами печальный: 2 комментария

  1. Байк это конечно весьма опасное транспортное средство и я считаю, что авторы статьи совершенно правы, когда людей об этом предупреждают. Но мне кажется, что все-таки неверно утверждать, что причины по которым их так часто арендуют это исключительно тупое жлобство и желание выпендриться (я полагаю, что именно это хотели сказать авторы, когда тактично писали желание экономить и адреналин). Во-первых, ситуация с транспортом и его доступностью во Вьетнаме и в частности в Нячанга вообще н так уж хороша. Например, автобусы , которые так расхваливает автор, ходят только до пяти или шести часов вечера. А дольше рассчитывайте только на такси, или две свои ноги.
    Далее, честно говоря, я постепенно уже выхожу из возраста, когда байк в ЮВА был вот такой палочкой выручалочкой, теперь я как-то больше предпочитаю аренду автомобиля, чего во Вьетнаме тоже сделать невозможно. Ну только если с водителем, но это ведь совсем другая история.
    О «честности» вьетнамских таксистов можно слагать песни))) Честно говоря, обманы в такси они вообще не редки, практически в любой стране, но вот свой опыт на эту тему в Нячанге я могу сравнить разве, что с Пхукетом. Но там просто заламывают цену в 50 долларов за 15 минутную поездку, а здесь ещё вас повозят кругами, перестанут понимать любой язык, ну и ещё какие-нибудь известные трюки применят. Таким образом, люди пытаются избежать общения с таксистами даже не из-за того, что им денег за поездку жалко, а просто потому что вот это все унижает, напрягает, да просто бесит. Ходить пешком по жаре тоже сомнительное удовольствие, как и ограничение своей активности границами, чего греха таить, насквозь туристического и не самого интересного европейского квартала. Конечно же народ хочет вечером прогуляться по всем этим заведениям- бокешницам на севере, попить где-нибудь кофейку, не вступая при этом в общение с таксистом. Да и чего там лукавить цены на такси в Нячанге к категории дешевых не отнесёшь, особенно если речь идёт про поездку км за 60-70 от города, пусть это будет, например, пляж Зоклет в сочетании с заездом на какой-нибудь водопад. Ну неужели молодые люди 25-30 лет будут в восторге поехать туда на экскурсию с группой состоящей из пожилых дам и грузных мужчин, исключительно с целью поваляться на пляжу? Да ладно! Им интересно приехать потусить там пару часиков, потом поехать полазить ещё где-нибудь, а по дороге зарулить в кафе. А все эти разъезжания с таксистом на целый день они тоже не для них. Аналогично происходит и в Далате. Туда-то конечно на автобусе доехать можно, но вот для самостоятельных перемещений по окрестностям байк там остаётся в приоритете, в том числе и по соображениям цены, потому что аренда Авто с водителем на день встанет как минимум 70-100 баксов, ну согласитесь, что не все могут этой суммой пренебречь, а гуляние в составе стандартно-унылой экскурсии, опять- таки порадует не всех. Экскурсии конечно имеют место быть, но огромное количество людей их просто не переносит.
    А обстановка на дорогах во Вьетнаме действительно своеобразная и что толком с МВУ непонятно. Поэтому народ так и будет рисковать и раскатываться без страховки и прав, ну или вообще другую страну для отдыха выберет.

    1. Екатерина, спасибо за такой подробный, обстоятельный комментарий! Собственно, сколько людей, столько мнений, с чем-то в ваших словах не согласимся мы (на основе нашего опыта), с чем-то в наших словах не согласны вы (на основе опыта вашего), и это нормально, и замечательно, что вы всем этим поделились. Спасибо вам огромное! Вы верно подметили, что нашей целью было предупредить о возможных рисках, о которых, зачастую, туристы не задумываются. Дальше уже вступает в игру личная ответственность человека, который принимает решение арендовать байк либо отказывается от этого.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Нажимая на кнопку "Отправить комментарий", вы подтверждаете, что принимаете  пользовательское соглашение, ознакомлены и согласны с политикой конфиденциальности сайта